Технология фрагментирования автомобильных дорог с цементобетонным покрытием

В процессе эксплуатации на поверхности дорог с цементобетонным покрытием появляются различные виды повреждений и дефектов, которые, как правило, не уменьшают несущей способности дорожной одежды, но существенно снижают транспортно-эксплуатационные характеристики цементобетонного покрытия, что приводит к снижению скорости движения, его комфортности и безопасности.

 

В качестве основного метода приведения транспортно-эксплуатационных характеристик в нормативное состояние применяют различные технологии перекрытия цементобетонного покрытия слоями асфальтобетона. Это позволяет быстро и сравнительно недорого устранять такие дефекты, как шелушение, разрушение защитного слоя, выбоины и разрушение швов, но не решает основной проблемы - появления отраженных трещин в вышележащих слоях перекрытия, что приводят к их быстрому износу.

 

Сам механизм образования отраженных трещин теоретизирован и изучен очень подробно и найдены надёжные методы борьбы с его появлением. Многолетний мировой опыт дорожников показал, что наиболее эффективным методом борьбы с отражённым трещинообразованием являются технологии структурной деструктуризации старого цементобетонного покрытия.

 

Преимущества этих технологий очевидны, а именно:

 

  • устраняется сам механизм образования отражённых трещин, в результате чего резко снижается вероятность трещинообразования;
  • образуется значительная экономия каменных материалов, т.к. деструктурированный цементобетон из покрытия переходит в разряд основания конструкции дорожной одежды;
  • происходит сокращение сроков проведения работ по устройству основания дорожной одежды;
  • снижение трудовых и материальных затрат, обусловленных отсутствием необходимости в выемке и перевозке старого разрушенного цементобетонного покрытия.

 

При всей своей эффективности в решении поставленных задач, существующие технологий деструктуризации имеют коренное отличие - это структура получаемого слоя, которая и определяет прочностные характеристики получаемого основания.

 

Специалистами компании ООО «РАСТОМ» была разработана технология деструктуризации цементобетонного покрытия методом фрагментирования плиты с помощью ударно-вращательного механизма ИМПАКТОР-3000. Данная технология имеет свой нормативный документ ОДМ 218.3.025-2012 и успешно применяется при капитальном ремонте и реконструкции дорог федерального и регионального значения.

 

Её суть состоит в том, что ИМПАКТОР-3000 разделяет монолитную плиту на отдельные фрагменты заданной крупности. Каждый фрагмент остаётся лежать на своём месте, но связан и взаимодействует с соседним фрагментами, а общая структура плиты схожа со складной картинкой «паззл». Становясь раздробленной, плита остаётся работать как единое целое. Сами фрагменты имеют размеры в плане около 0,5м2, что является достаточным для сохранения высокой несущей способности получаемого основания, но сводит к минимуму значение их температурных деформаций, резко снижая величину касательных напряжений и, как следствие, риск образования трещин.

 

Такая структура обеспечивает:

 

  • отсутствие отраженного трещинообразования в вышележащих слоях перекрытия;
  • отсутствие тенденции к образованию колеи из-за слабого основания дорожной одежды;
  • отсутствие «клавишного эффекта»;
  • высокий и равномерно распределённый модуль упругости на поверхности слоя перекрытия;
  • большую несущую способность получаемого основания;
  • восстановление контакта плиты с земляным основанием;
  • бережное отношение к земляному основанию под цементобетонной плитой, т.к. фрагменты не внедряются в подстилающий слой.

 

Кроме того применение катка-бетонолома ИМПАКТОР-3000 имеет и явно выраженные положительные технологические моменты, которые высоко оценили производственники:

 

  • простота и высокая технологичность процесса;
  • минимальные требования в подготовке объекта к работам;
  • отсутствие требований в организации специальных конструкций прикромочного дренажа;
  • высокая производительность бетонолома, составляющая до 10000м2 в смену;
  • отсутствие требований и ограничений к погодным условиям;
  • отсутствие необходимости в остановке или полном сбросе рабочего движения транспорта на обрабатываемом участке.

 

 

Наверх